статья "Силы мира, прогресса и социализма" снова в строю

Владимир Абаринов, 11.03.2003
Фото АР

Фото АР

Прошедшие выходные ознаменовались новыми антивоенными акциями в нескольких американских городах. Организатором манифестации в Вашингтоне выступила группа под названием Code Pink, отстаивающая права женщин. Они говорят, что они против войны, потому что "милитаризм насаждает культуру агрессии" и тем самым "поощряет бытовое насилие". Призывы к войне с Саддамом эти дамы называют "риторикой, отравленной тестостероном". Погожий весенний день благоприятствовал демонстранткам. У Белого дома 25 участниц акции были задержаны полицией после того, как они пересекли Пенсильвания-авеню – улицу, отделяющую резиденцию президента от Лафайет-сквера: протестовать разрешено в сквере, но не вплотную к Белому дому. Руководитель Code Pink Медея Бенджамин охотно давала интервью репортерам. На вопрос, не беспокоит ли ее положение женщин в Ираке, она ответила, что только что вернулась из Багдада, где иракские женщины просили Америку оставить их в покое – они мол, сами решат все свои проблемы.

Ответ характерный. Нет сомнения, что большинство американцев, участвующих в антивоенных акциях, – люди искренние. Но дело в том, что они выходят на улицы по разным мотивам. Среди них есть пацифисты, выступающие против любой войны в любых обстоятельствах. Есть те, кто полагает, что Америка может воевать только под флагом ООН. А есть и такие, кто против конкретной войны с Ираком. Все это различные убеждения. Как получилось, что их сторонники объединились?

Стихийные акции протеста в наше время редкость. Обычно кто-то должен взять на себя организацию шествия, сочинить и изготовить плакаты, обеспечить транспорт, договориться о разрешении мероприятия с властями. Организации, участвующие в крупной акции, нередко объединяются под одной вывеской – front group, как это называется в США, когда "вывеской" или "фасадом" хотят замаскировать истинную структуру. Но кто реально стоит за каждой из таких вывесок?

На этот вопрос отвечает американский политолог Майкл Уоллер в статье "Маршируя за Саддама", которая опубликована в еженедельнике Insight Magazine. Он называет организаторов антивоенной кампании "ветеранами холодной войны", "профессиональными радикалами", а их действия – "просчитанным стремлением подорвать безопасность и внешнюю политику США" где только возможно. О ком конкретно идет речь? Одна из таких группировок называет себя Всемирной рабочей партией. Она базируется в Нью-Йорке и насчитывает в своих рядах около двухсот человек.

"Это отросток детища Троцкого, Социалистической рабочей партии, - рассказал Майкл Уоллер Граням.Ру. – Троцкисты в 1956 году выступили против советского вторжения в Венгрию, но была фракция, которая поддержала его, и это стало причиной разрыва. Впоследствии Всемирная рабочая партия выступала в поддержку вторжений в Чехословакию и Афганистан". Таким образом, это группировка совсем не антивоенная. Сегодня ее активисты горячо приветствуют любой шаг Северной Кореи, превозносят Ким Чен Ира и пропагандируют учение чучхе. Уоллер считает, что неслучайно наиболее масштабные манифестации прошли 15 февраля – в день рождения пхеньянского вождя.

По сведениям д-ра Уоллера ФБР сейчас активно интересуется источниками финансирования поклонников Ким Чен Ира: "Их деятельность требует значительных затрат. Они ведь и газету издают, в которой нет рекламы. Серьезных спонсоров у них нет, поэтому уместно предположить, что они получают средства из-за рубежа. Если они не декларируют полученные суммы и их источники, такое финансирование может быть и нелегальным".

"Расследование ФБР" - эти слова, что и говорить, настораживают. Живо вспоминается незаконная слежка за активистами антивоенного движения в 60-70-х годах. По словам Майкла Уоллера, агенты ФБР в данном случае работают на основании Патриотического закона, принятого Конгрессом в октябре 2001 года в целях борьбы с международным терроризмом. Но каким образом его можно использовать при расследовании антивоенных группировок? В США начинается новая охота на ведьм? "Речь идет не об антивоенных группировках, - говорит Майкл Уоллер, - а о группировках, поддерживающих терроризм и террористические режимы. Они поддержали исламскую революцию в Иране, организовали комитет в защиту Слободана Милошевича, а сейчас выступают за права американских мусульман, утверждая, что США объявили войну исламу. Существует глубокое различие между свободной критикой правительства, составляющей один из фундаментальных принципов этой страны, и финансовой зависимостью от режимов, которые Соединенные Штаты считают покровителями терроризма".

В свое время Всемирная рабочая партия действовала в тесной координации с Москвой. Нынешние антивоенные группы совсем другие – они имеют горизонтальную структуру, сеть ячеек, разбросанную по всей стране. "Если прийти на антивоенный митинг, - продолжает Уоллер, - там можно встретить активистов группировок, поддерживающих FARC ("Революционные вооруженные силы Колумбии" – военное крыло колумбийской компартии. – В.А.), геев и лесбиянок, вполне легитимные пацифистские организации. Когда говоришь с этими людьми, выясняется, что они понятия не имеют, кто организовал эту акцию. Посмотрите на вебсайты этих ячеек - например, Международного центра действия. Это "вывески" Всемирной рабочей партии. Предположим, вы живете в маленьком городе в Теннесси и хотите участвовать в акции протеста в Атланте или, скажем, в Вашингтоне. Вы можете прямо на этих сайтах заказать место в автобусе, записать в поездку группу, в которой вы состоите или которой руководите. Это существенно облегчает дело. Ведь такая поездка в Вашингтон – это что-то вроде праздника, это весело, в этом есть и немного идеализма, и своего рода приключение. Но ничего бы этого не было, если бы не люди, которые все это организуют".

Я попытался взять интервью у представителей Международного центра действия. Дама, представившаяся пресс-секретарем, но не назвавшая своего имени, пожаловалась, что их работа необъективно освещается прессой, подробно расспросила, какие вопросы я собираюсь задать и в конце концов обещала перезвонить, но так и не перезвонила.

Сеть ячеек, о которой говорит Майкл Уоллер, разбросана не только по Америке, но и по всему миру. О том, как они координируют свои действия, писала недавно Washington Post. Первые встречи активистов состоялись вскоре после террористической атаки 11 сентября 2001 года. В октябре они вывели на улицы европейских городов демонстрантов под лозунгами протеста против войны с "Талибаном". В ноябре прошлого года около 30 лидеров антивоенного движения из 11 стран Европы собрались во Флоренции. Итальянские участники этой встречи настаивали на проведении одновременных акций уже в декабре, однако их британские единомышленники рассудили, что перед Рождеством трудно мобилизовать студентов, и предложили 15 февраля. На декабрьской встрече в Копенгагене в альянс вошли американские группировки. Позднее в декабре в Каире состоялась конференция мусульманских противников войны с Ираком, утвердившая ту же дату. Окончательно все детали были согласованы в конце января в ходе Всемирного социального форума в бразильском городе Порту-Алегри. К этому времени число стран, представители которых решили участвовать в акциях 15 февраля, достигло 74.

Помимо мирных шествий и митингов, организаторы планируют и проводят акции, предусматривающие нарушение общественного порядка, ведут запись добровольцев в "живой щит". В Голландии, Италии, Ирландии противники войны приковывают себя к воротам военных баз, блокируют железнодорожные пути и взлетно-посадочные полосы, препятствуя доставке военного имущества. Число таких акций наверняка будет расти.

О реакции администрации США на антивоенные выступления Грани.Ру уже писали. В эти выходные свой комментарий дал в интервью телеканалу Fox News государственный секретарь Колин Пауэлл, не раз на своем веку сталкивавшийся с массовыми протестами. "Война всегда непопулярна, – сказал он. - Я наблюдал это на примере ряда кризисов, от Панамы (ликвидация преступного режима генерала Норьеги в декабре 1989 года. – В.А.) до войны в Заливе. Общественное мнение всегда не на твоей стороне до тех пор, пока не наступает момент истины и ты идешь и делаешь свое дело. И когда общественное мнение видит результат – свободу народа, лучшую жизнь, – оно меняется".

Владимир Абаринов, 11.03.2003