статья Виноватых нет, но жертвы будут

Владимир Абаринов, 28.07.2004
Доклад комиссии по расследованию обстоятельств трагедии 11 сентября 2001 года. Кадр РТР с сайта Lenta.Ru

Доклад комиссии по расследованию обстоятельств трагедии 11 сентября 2001 года. Кадр РТР с сайта Lenta.Ru

"Виноватых нет". К такому выводу будто бы пришла комиссия 9/11, опубликовавшая неделю назад плод своих полуторалетних бдений. Российская пресса сообщила об этом не без сарказма: мол, а еще смеют критиковать нас за "Курск" и "Норд-Ост".

Сравнения здесь нет и быть не может. Комиссия по "Курску" была государственной и исходила из презумпции невиновности государства. По "Норд-Осту" никаких комиссий вообще не было – государство не пожелало узнать истинные обстоятельства захвата и штурма. В составе независимой комиссии Томаса Кейна не было ни одного чиновника – она финансировалась правительством, но не подчинялась ему. Полномочия комиссии позволяли вызвать для дачи свидетельских показаний любое должностное лицо и затребовать любой документ. Этими правами Кейн воспользовался сполна. Допросы свидетелей проходили в прямом эфире на глазах у всей страны; исключение было сделано только для бывших и нынешних президента и вице-президента – они не приносили присягу и давали показания при закрытых дверях.

Утверждение, что комиссия "оправдала всех", не соответствует действительности. Как заявил по этому поводу Томас Кейн, "не существует одного человека, который несет ответственность за все провалы. Вместе с тем ни должностные лица, ни ведомства не свободны от отвественности". Каждый высокопоставленный госслужащий, подчеркнул Кейн, несет свою долю ответственности в пределах своей компетенции. Этим комиссия не ограничилась, а подробно перечислила "грехи" каждого ведомства. Засим, однако, следует убийственный вывод: "Ни одна из мер, принятых правительством Соединенных Штатов до 11 сентября, была не в состоянии ни помешать осуществлению плана Аль-Кайды, ни даже задержать его осуществление".

Этот вывод следует признать единственно честным. У Америки не было спасения от Аль-Кайды. План бен Ладена удался не потому, что в Вашингтоне сидят нерадивые или некомпетентные чиновники, дураки или лодыри, хотя и такие сидят, конечно. В том-то и дело, что план был рассчитан не на ошибки и недосмотр отдельных чиновников. Если бы угонщики строили свой заговор на таком шатком основании, они бы почти наверняка провалились, как провалился "заговор миллениума" в декабре 1999 года. Ахмед Рессам, собиравшийся взорвать аэропорт Лос-Анджелеса, был арестован на канадской границе благодаря внимательности агента Таможенной службы Дайаны Дин: ей показалось, что Рессам нервничает, открыли багажник – и нашли взрывчатку. На месте Дайаны Дин мог оказаться менее бдительный таможенник, и Рессам беспрепятственно въехал бы в США. Но операцию, в которой участвуют два десятка человек и четыре самолета, нельзя планировать на везении: где-нибудь на пути да и окажется особо внимательная Дайана Дин.

Заговор был рассчитан на то, что не сработает система. "Аль-Кайда" замышлялась как террористическая организация нового типа – гибкая, подвижная, которая легко приспосабливается к обстоятельствам и никогда не повторяется. Одолеть такого противника традиционными методами борьбы с террором невозможно, даже если все, кто ведет эту борьбу, идеально исполняют свои обязанности. Система оказалась неадекватна угрозе. Для победы над таким врагом, сказала комиссия, Америке "не хватило воображения". Сегодня, когда сценарий заговора известен в мелких деталях и исследована структура аль-Кайды, система приведена в соответствие с этим знанием. Но аль-Кайда уже другая, она опять приспособилась и видоизменилась, и опять нет уверенности в том, что все титанические усилия по защите страны от террора не напрасны.

"Аль-Кайда", говорит Кейн, это не шайка фанатиков, "это идеология". А идею не убьешь. "Поэтому не приходится ожидать, что в ближайшие годы опасность станет менее грозной. Не важно, кого мы ликвидируем или поймаем, хотя бы и самого бин Ладена - те, кто планирует новые заговоры против нас, останутся", - говорит Кейн.

Владимир Абаринов, 28.07.2004