статья Еще один в Нью-Йорке

Владимир Абаринов, 04.02.2008
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

"А за это, друг мой пьяный,
Говорил он Епифану, -
Будут деньги, дом в Чикаго,
Много женщин и машин!"

"Мне говорили, что некоторые из моих коллег по СВР уверены, будто я теперь ночую под мостом, живу в полнейшей бедности и так несчастен, что немедля вернулся бы в Россию, если бы Соединенные Штаты не удерживали меня здесь в качестве заложника. Это чушь. Я действительно поплатился своей профессиональной карьерой и не сомневаюсь, что после выхода этой книги российское правительство сочтет себя вправе конфисковать всю собственность нашей семьи, недвижимость и личное имущество, хранящееся в Москве и на двух наших дачах. Но ни Елена, ни я не работали ни единого дня после нашего побега. Мы живем в комфорте, и никто из нас ни секунды не жалел о нашем решении. Даже наша любимая кошка Матильда выглядит счастливее прежнего!"

Это цитата из послесловия Сергея Третьякова к книге о нем, которая написана американским журналистом Питом Эрли и называется "Товарищ Ж". Третьяков работал в постоянном представительстве РФ при ООН в Нью-Йорке, числился дипломатом, а на самом деле был заместителем главы резидентуры СВР и имел звание полковника. До Нью-Йорка он работал в Оттаве. В октябре 2000 года он вместе с женой, дочерью и кошкой исчез из своей служебной квартиры в Бронксе. Лишь 31 января 2001 года американские власти заявили, что Сергей Третьяков находится на территории США, жив-здоров и в Россию возвращаться не собирается. Спустя 10 дней в New York Times появилась статья, в которой со ссылкой на источник в правительстве США утверждалось, что беглец не дипломат, а сотрудник разведки.

Российская сторона тотчас потребовала консульской встречи с перебежчиком, дабы убедиться, что его не удерживают силой. По-видимому, такая встреча была организована - во всяком случае, требование больше не повторялось, история быстро заглохла. Это в полной мере отвечало интересам обеих сторон.

Через четыре года после побега друзья из ФБР предложили Питу Эрли, который уже писал на шпионские сюжеты, познакомиться с интересным человеком. Знакомство состоялось в отеле Ritz-Carlton в окрестностях Вашингтона в присутствии двух сотрудников ЦРУ и двух агентов ФБР. И вот теперь книга Эрли выходит в свет.

Автор недоволен раскруткой своего произведения: в США книга не стала новостью дня. Крупнейшие национальные телекомпании ею не заинтересовались, Washington Post вместо статьи на первой полосе поместила скромную рецензию известного эксперта по разведке Дэвида Уайза, который оценил опус довольно скептически.

"Это один из наших крупнейших успехов", - цитирует Уайз из книги не названное по имени должностное лицо ЦРУ и сардонически замечает: "Может, и так. Все перебежчики имеют склонность преувеличивать свое значение - их беспокоит мысль о том, что когда секреты у них кончатся, они станут никому не нужны".

Уайз считает историю с Третьяковым попыткой компенсировать репутационный ущерб, нанесенный американским спецслужбам российскими "кротами" Олдричем Эймсом и Робертом Ханссеном, однако, по его мнению, перебежчик явно уступает в ценности этим двум агентам. С другой стороны, известно, что Третьяков получил рекордное вознаграждение - более двух миллионов долларов. Возможно, бывшим коллегам Третьякова любопытно будет узнать, что Елена ездит на Porsche, а Сергей рассекает на вседорожнике Lexus. В прошлом году они стали гражданами США. В интервью телекомпании C-SPAN, показанном в субботу, Третьяков сказал, что день получения американского гражданства был счастливейшим днем его жизни. Зовут их теперь иначе. Из своего подполья Третьяков вышел только ради рекламы книги. Теперь он опять лег на дно и позывных не передает.

И в интервью, и в книге Третьяков говорит, что на службе в СВР у него не было ни материальных проблем, ни карьерных (он был в свое время секретарем комитета ВЛКСМ всего КГБ и утверждает, что по возвращении в Москву его ждали генеральские погоны). Более того: "Я никогда не просил ни цента у американского правительства. Когда я решил помогать США, я ни разу даже не заикался о деньгах. Все, что я получил, было дано мне правительством США по его собственной инициативе".

Почему же он переметнулся? Третьяков называет два мотива. "Первым было мое растущее отвращение и презрение к происходящему в России... Я видел собственными глазами, что за люди руководят страной. Я пришел к категорическому выводу о том, что служить им аморально, я не хотел иметь с ними ничего общего". Второй мотив - желание обеспечить лучшее будущее дочери "в стране, которая имеет будущее".

Судить по содержанию книги о том, насколько ценным агентом был Третьяков, трудно. В ней мало конкретной информации, особенно такой, которая поддавалась бы проверке через другие источники. Он что-то слышал, к примеру, об операциях по размещению на Западе денег КПСС, но куда они делись, не знает. Наиболее сенсационным разоблачением следует признать сведения о контактах тогдашнего заместителя министра иностранных дел РФ, а ныне российского посла в Канаде Георгия Мамедова с первым замом госсекретаря США Стробом Тэлботтом. По словам Третьякова, Мамедов был "привлеченным" сотрудником СВР и строил свои беседы с Тэлботтом исходя из интересов разведки. При этом на прямые вопросы Третьяков поспешно отвечает, что Тэлботт, конечно же, не был шпионом, просто чрезмерно доверялся Мамедову. Пит Эрли пишет, что Тэлботт до такой стекпени скомпрометировал себя своими неформальными отношениями с Мамедовым, что ФБР попросило госсекретаря Мадлен Олбрайт не делиться с ним информацией о ходе расследования дела о шпионаже в Госдепартаменте из опасения, что эти сведения станут известны Мамедову. Сам Тэлботт в разговоре с Эрли назвал россказни Третьякова "ложными" и "вводящими в заблуждение", а Олбрайт от комментариев отказалась.

Если в США книгу почти не заметили, то в Канаде она произвела фурор. Один бывший член парламента, которому сегодня 78 лет, назван в ней платным агентом СВР, а канадская неправительственная организация Центр по контролю за вооружениями и разоружению - поставщиком секретной информации для Москвы. Основатель организации пылко отрицает обвинение и грозится судом. В этих обстоятельствах выпустившее книгу в свет издательство Penguin сочло за благо приостановить отгрузку тиража в Канаду, покуда юристы издательства не изучат возможные правовые последствия.

Владимир Абаринов, 04.02.2008