статья Беглые гласные

Иосиф Гальперин, 25.11.2011
Иосиф Гальперин

Иосиф Гальперин

На фоне титанической борьбы, которая закончилась победой России над рахмонским басманством, возвращением русских летчиков и высылкой таджикских мигрантов, в обществе обострился интерес к собственным богатым беженцам. Некоторые из них переходят в контрнаступление, начинают раскрывать тайны благополучия тех, кто их преследует.

Бывший глава "Банка Москвы" Бородин, например, прямо сказал из Лондона, что его отжали от московских денег для того, чтобы создать финансовый заказник для Медведева. Бывший хозяин обанкроченного "Межпромбанка" Сергей Пугачев, наоборот, не говорит из Франции, есть ли в тех миллиардах долларов, в выводе которых за границу его обвиняют, какая-то доля капитала его старых питерских друзей.

А в это время оставшихся в России сотрудников богатых беглецов прессуют по полной. Некоторых (лужковских) заставляют дать показания на бежавших, а некоторых (пугачевских) - взять вину за дыры в банковских авуарах на себя.

Виталий Архангельский, как и вышеупомянутые господа, никогда с системой не боролся. Его отличие в том, что он из поколения, возросшего уже при ней: если Лужков и Пугачев способствовали становлению "Единой России", Архангельский просто в нее вступил и активно содействовал. Вживался, играл по правилам и понятиям, но на свою беду создал холдинг, заинтересовавший старших товарищей.

Так же, как и Пугачев, он был обвинен в мошенничестве и бежал на Лазурный берег. Но, в отличие от Пугачева, предъявил иск на рекордные 156 миллионов долларов и стал бороться с теми, с кем раньше сотрудничал.

Взял да и выложил в своем блоге все имена и фамилии чиновников и бизнесменов, причастных, по его мнению, к отъему его частной собственности стоимостью до 500 миллионов долларов. И передал свой список инициатору "списка Магнитского" американскому сенатору Бену Кардину. Европу он заставил вмешаться в свои дела, подав иски на этих персонажей во французские, кипрские и британские суды.

Пока в суде на родине Льюиса Кэрролла российские Труляля и Траляля открывают изумленной, как Алиса, международной общественности тайны восстановления капитализма в России, на карибских островах, подвластных Британии, другой суд начинает процесс, позволяющий понять суть отношений бизнеса и власти на современном этапе российской истории. Абрамович и Березовский ведут речь о делах как минимум десятилетней давности. Архангельский требует миллиарды за вчера украденные предприятия. И к ответу, может, сам того не желая, призывает не только президента банка "Санкт-Петербург" Александра Савельева и его соратников Сергея Матвиенко (сына) и Владислава Пиотровского (бывшего главу ГУВД Питера), но и саму систему бандитско-родственных отношений в бизнесе.

Дело в том, что суд Британских Виргинских островов, где зарегистрирована одна из фирм, участвовавшая в рейдерском захвате принадлежавших Архангельскому терминала в питерском порту и его страховой компании, в обеспечение иска на 156 миллионов долларов, еще до рассмотрения дела по существу, постановил арестовать всю собственность Савельева. Теперь банкир не только обязан тратить в неделю не более 7 тысяч долларов и отчитываться о каждой покупке, но и известить суд о всей своей собственности. Если он этого не сделает, то при первой же поездке за рубеж Интерпол его арестует.

В результате главный банкир питерской мэрии поставлен перед выбором: или признать своими записанные на него дворцы и яхты по всей Европе и объяснять, откуда деньги на их приобретение (на зарплату, даже банкирскую, такого не накупишь), а иначе будет обвинен в отмывании денег. Или рассказать, кому на самом деле принадлежат быстрая движимость и солидная недвижимость. А это может коснуться не только непосредственных подельников.

Карибское решение вынесено очень не вовремя для банка "Санкт-Петербург" - он собирается отдаться в руки более успешных питерцев: то ли братьев Ковальчуков с их банком "Россия", то ли братьев Ротенбергов с их банком "СМП". Арест собственности Савельева, которому принадлежит более четверти акций банка, за несколько дней обвалил на бирже курс его акций на 15 процентов. Конечно, будущим покупателям это выгодно, а вот питерским бюджетникам, чьи счета мэрия при Матвиенко-маме (сын-то был в банке вице-президентом) перевела в почти семейное дело, - вряд ли.

Пока что другой суд, в Экc-ан-Провансе, отмел попытки российской прокуратуры заполучить строптивого бизнесмена обратно на родину. Отказал в экстрадиции, учтя позиции не только юристов, но и российских правозащитников. Как видим, западные суды, в отличие от правительств, доказывают свою независимость от российского газа.

Иосиф Гальперин, 25.11.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме