статья Граница ценностей

Виталий Портников, 01.11.2004
Карта Украины

Карта Украины

То, что президентские выборы на Украине принесут примерно равные результаты представителю "партии власти" Виктору Януковичу и лидеру оппозиции Виктору Ющенко, можно было предвидеть задолго до дня голосования. Рейтинги, демонстрировавшие решительный перевес одного из соперников, отражали скорее желания обслуживавших их политтехнологов, чем реальность. Так что удивляться нужно не тому, что кандидат от оппозиции не смог обойти кандидата от власти, а как раз тому, что даже на фоне массированного использования административного ресурса, повышения пенсий, приезда Путина и прочих акций, запланированных на конец кампании, Ющенко удалось удержать свои позиции.

Впрочем, нельзя не заметить, что позиции эти носят отчетливо выраженный региональный характер. Если следить за выборами из Львова, можно заметить очевидный национальный подъем, единение людей разных возрастов в желании изменить ситуацию и власть в стране. Если наблюдать из Киева, бросается в глаза энтузиазм молодежи, разгуливающей по столице в оранжевых ющенковских ленточках. Но оранжевый мир заканчивается в центре страны – на востоке и юго-востоке, в Крыму голосуют за Януковича, и никакого разброса мнений здесь нет.

Так было уже не раз. В 1994 году первый президент Украины Леонид Кравчук в своем противостоянии с эксплуатировавшим пророссийские лозунги Леонидом Кучмой тоже добился поддержки как в западных регионах страны, так и в Киеве, и даже – в отличие от Ющенко – выиграл первый тур. Но проиграл второй. На востоке просто живет больше людей. Это не политика. Это арифметика.

Ющенко так и не удалось стать общенациональным лидером, как, впрочем, не удалось это и его конкуренту. Но Янукович – административный кандидат, его и политиком-то назвать трудно. И действовал он в своей предвыборной кампании испытанными советскими методами – пенсии, концерты с Кобзоном и обличение "националистов". Но именно эти методы и работают на востоке. Ющенко и его команда действовали в политической плоскости. Можно сколько угодно говорить о допущенных ими ошибках, но и идеальная кампания не обеспечила бы им успеха.

Даже популистский подход на западе и на востоке разный, даже работу за пределами страны жители этих регионов ищут в разных странах: живущие на Востоке – в России, живущие на Западе – в Польше и странах Европы. Впрочем, вряд ли сторонники Виктора Ющенко и сам кандидат от оппозиции не понимали этого, поэтому постоянно говорили не просто о победе на выборах, а о революции. Однако для силового давления на власть, уверенную не только в поддержке милиции и армии, но и в том, что за ней стоит почти половина населения страны, необходимо, чтобы регионов, настроенных в пользу статус-кво, просто не было. Михаил Саакашвили побеждал в Грузии "в чистом виде", с отколовшимися пророссийскими или, проще говоря, советскими территориями. И то главная опасность для грузинских революционеров исходила не от готовых поверить в чудо тбилисцев, а из ориентировавшейся тогда на Москву Аджарии.

Поэтому, хотя теоретическая возможность победы кандидата от оппозиции во втором туре сохраняется, арифметика обещает успех власти. Но и в этом случае Виктор Янукович все равно вряд ли станет президентом всех украинцев – как, впрочем, вряд ли может стать им и Виктор Ющенко. Конфигурация противостояния прошлых лет сохраняется, само противостояние никогда еще не было таким исступленным. Попросту говоря, украинское общество устало от десятилетнего застоя с лицом Леонида Кучмы. Но выход из этого застоя одна половина страны видит в российском примере, а другая – в примере западных стран. Одна половина страны хочет видеть свою страну такой, какой стала сегодня Россия, другая – такой, какой стала Польша. И если власть в этой ситуации захочет оставаться действенной, ей придется пойти на существенную децентрализацию собственных полномочий, уменьшение полномочий президента страны и усиление роли регионов.

Виталий Портников, 01.11.2004


новость Новости по теме