новость Ходорковский: Я сделал все от меня зависящее

28.12.2004
Михаил Ходорковский. Фото АР

Михаил Ходорковский. Фото АР

Михаил Ходорковский опубликовал очередную программную статью в "Ведомостях", в которой подвел итоги завершающегося разорения "ЮКОСа". "Я сделал все от меня зависящее, чтобы нелюбовь власти лично ко мне не привела к таким последствиям для миноритарных акционеров, рядовых сотрудников компании, страны в целом", - пишет бывший глава нефтяной компании.

Ходорковский напомнил, что полгода назад предложил отдать принадлежавшие ему акции для погашения претензий к компании. "Однако был избран другой путь - путь избирательного применения закона, введение и использование задним числом новых правовых норм и трактовок, путь прямого и публичного уничтожения ростков доверия делового сообщества к арбитражному суду, к власти в целом", - отмечает Ходорковский.

"Скоординированность и полная беззастенчивость в действиях налоговых, правоохранительных и судебных органов, окологосударственных компаний, включая тотальное давление на менеджеров и сотрудников компании, вся вина которых лишь в том, что они когда-то работали под началом Ходорковского, не оставляет сомнений в заказном характере процесса. Сотни людей допрошены, многим предъявлены абсолютно фантастические обвинения. Людей, в том числе и женщин, держат в тюрьме. Зачем? Все очень откровенно: не мешайте громить "ЮКОС" и дайте компромат на Ходорковского", - говорится в статье.

По словам Ходорковского, вопрос сегодня уже не в судьбе "ЮКОСа". Спасти компанию скорее всего не удастся. Вопрос в том, какие уроки извлекут страна и общество из дела "ЮКОСа", финальный аккорд которого стал самым бессмысленным и разрушительным для экономики страны событием за все время пребывания у власти президента Владимира Путина.

Ходорковский отметил, что 15 миллиардов долларов, о которых писал Forbes, сегодня "превратились практически в ноль, а скоро обратятся в полный ноль". При этом, как пишет Ходорковский, он понимал это, но предлагал только не трогать компанию, ее миноритарных акционеров, так как "чувствовал свою непосредственную ответственность перед 150 000 сотрудников, за 500 000 членов их семей, 30 млн жителей городов и поселков, которые зависят от четкой и бесперебойной работы предприятий".

Как пишет Ходорковский, расставание с собственностью не будет для него "невыносимо болезненным". "Я — вослед многим и многим узникам, известным и безвестным, — должен сказать спасибо тюрьме. Она подарила мне месяцы напряженного созерцания, время для переосмысления многих сторон жизни. И я уже осознал, что собственность, а особенно крупная собственность, сама по себе отнюдь не делает человека свободным. Будучи совладельцем "ЮКОСа", мне приходилось тратить огромные силы на защиту этой собственности. И приходилось ограничивать себя во всем, что могло бы этой собственности повредить.

Ходорковский убежден, что дело "ЮКОСа" — это никакой не конфликт государства с бизнесом, а политически и коммерчески мотивированное нападение одного бизнеса (представителями которого выступают чиновники) на другой. Государство же здесь — заложник интересов конкретных физических лиц, пусть и наделенных полномочиями государственных служащих. "Действуя по той же логике, бюрократия сегодня решила полностью уничтожить разделение властей. Принятая на вооружение модель предполагает, что каждый политик должен теперь быть приравнен к чиновнику. А само содержание политики — к карьере в тесных рамках бюрократической корпорации".

Как полагает Ходорковский, его держат в тюрьме из опасений, что он будет мстить. "Эти простодушные люди пытаются судить обо всех по себе. Успокойтесь: графом Монте-Кристо (впрочем, как и управдомом) я становиться не собираюсь", - пишет Ходорковский. "Дышать весенним воздухом, играть с детьми, которые будут учиться в обычной московской школе, читать умные книги — все это куда важнее, правильнее и приятнее, чем делить собственность и сводить счеты с собственным прошлым".

По словам Ходорковского, сегодня он перешел в другое качество, став "обычным человеком, для которого главное — не обладание, а бытие. Борьба не за имущество, а за самого себя, за право быть самим собой. Это и означает, наверное, единственно возможный и правильный выбор — выбор свободы".

В будущем, пишет Ходорковский, он хотел бы "участвовать в том, чтобы наша страна была процветающей и свободной". Но готов потерпеть — если власть решит оставить его в тюрьме. "Для меня период больших денег остается в прошлом. И теперь, избавившись от бремени прошлого, я намерен работать во благо тех поколений, которым совсем скоро достанется наша страна. Поколений, с которыми придут новые ценности и новые надежды", - пишет Михаил Ходорковский из СИЗО № 99/1.

28.12.2004


новость Новости по теме