статья Я эти самые шутки до ужаса люблю

Владимир Темный, 19.09.2002
Фото AP

Фото AP

Министр обороны Сергей Иванов продолжает держаться тона Державного Презрения всякий раз, как заговорит о Грузии. Для людей, не прошедших школу армии, иные высказывания столь высокопоставленного должностного лица могут показаться, мягко говоря, шокирующими. Но каждому бывшему и нынешнему служивому ясно – это простецкий солдатский юмор, коим отцы-командиры сдабривали нелегкие армейские будни. Тут ни к чему интеллигентские охи да ахи. Тут надо поддержать хорошее расположение духа начальника веселым хохотком и молодцеватой выправкой.

Ну не любит Сергей Иванов, генерал в штатском, Эдуарда Шеварднадзе, принесшего столько горя советским офицерам, отлучив их от благ постоя в странах Европы. Да к тому же, как сейчас выясняется, ни с того ни с сего уступившего американцам самые рыбные места в Беринговом проливе. Знающие люди, видимо, докладывают министру, что народу нравится его незамысловатый стиль поношений главы суверенного государства, равно как и самого государства. Иванову показывают, как после каждой соленой шутки в адрес грузин подскакивает его рейтинг. Да и сам он помнит, что фраза "мочить в сортире" вознесла в свое время его друга до президентской вершины. Неважно, что блицкриг не получился и война в Чечне идет по сей день. Главное угадать с шуткой, с репликой, а то и с крепким матерком.

Должно быть, приятно было россиянам услышать от министра обороны, как там, в далеком Вашингтоне, он демонстрирует свое полное презрение к Грузии – мол, величина эта настолько малая, что нам по фигу любые ее шевеления – пусть вступает хоть в НАТО, хоть в Лигу сексуальных реформ. Словом, не страна, а недоразумение какое-то.

В государстве, долгие годы походившем на казарму, казарменные шутки проходят на ура. И, думается, Иванов ненамного ошибается в своих ожиданиях, когда подпускает острое словцо в тех сферах, где и менее звучные выражения могут обернуться международным скандалом. В России это наверняка многим по душе. Но мир вряд ли подготовлен к казарменному юмору российского министра. Иной утонченный ум, пожалуй, углядит в ивановской шутке обидное сравнение НАТО с Лигой сексуальных реформ. Скажут недоброжелатели, что г-н Иванов разницы между этими двумя уважаемыми организациями не видит. И Грузия подвернулась ему лишь только для того, чтобы эту мысль отчеканить для Брюсселя.

Вообще, может быть, зря мы к филологу-разведчику Иванову пристаем с дипломатическим политесом. Может быть, в его лице рождается новая дипломатия – без этих многовековых ужимок, лицемерия, эвфемизмов. Что думаю, то и говорю. Это вам не Талейран, присягавший восемнадцати правительствам Франции. Иванов присягнул на верность Путину, а это обязывает во всем следовать примеру шефа. Тем более если в прессе тебя все чаще прочат в следующие президенты России.

Многое, конечно, станет ясно, когда Иванов от слов перейдет к делу. Когда Россия явит миру плоды этой новейшей дипломатии выходцев из спецслужб. Одно дело зарабатывать репутацию в народных массах с помощью солдатского грубоватого юмора, другое - реализовывать заявленные амбиции в условиях гор, оврагов и прочих неровностей ландшафта. Причем реализовывать придется тем, кто сегодня так охотно откликается на шутки своего министра.

Владимир Темный, 19.09.2002


новость Новости по теме