статья Зарыть канал

Софья Болотина, 16.10.2009
РЕН ТВ. Коллаж Граней.Ру

РЕН ТВ. Коллаж Граней.Ру

РЕН ТВ и "Петербург - Пятый канал", входящие в Национальную Медиа Группу Юрия Ковальчука, ожидают революционные перемены. Собственных новостей у РЕН ТВ не будет – информационными выпусками займется государственная Russia Today. Чем обернется перестройка последнего оазиса свободы на телевидении? Говорят Марианна Максимовская, Олег Панфилов, Виктор Шендерович, Людмила Телень, Игорь Яковенко.

Марианна Максимовская, телеведущая РЕН ТВ:

Насколько я знаю, в ближайшее время ничего плохого с нашей программой и с нашими новостями произойти не должно и не произойдет. Я абсолютно уверена, что информационная политика РЕН ТВ в ближайшее время не изменится. Слухи о приходе неких варягов мне лично представляются странными. Такого рода информацию, которая пока ничем другим, кроме как слухами не является, мне трудно прокомментировать.

Да, ходят разговоры о переезде в другое здание. Но переезд в здание совершенно не означает, что те люди, которые сейчас находятся в этом здании, будут делать тот или иной продукт для канала. Вообще это больше вопрос к администрации, я просто журналист и я отвечаю за свой продукт. А с нашим продуктом, я уверена, ничего произойти не должно.

Ксения Туркова, телеведущая РЕН ТВ:

Слухи о том, что наши новости должны закрыть, в компании ходили уже давно. Да и в общем-то для многих было очевидно, что рано или поздно акционеры возьмутся за перепрофилирование и реорганизацию. Так что сегодняшнее сообщение не было неожиданным, мы все ждали перемен со дня на день. Теперь вопрос – что все-таки будет с новостями. Я бы не настраивалась столь пессимистично. Пока нет ясности, в каком виде новости будут существовать. Не исключено, что в их производстве будут задействованы те же сотрудники, что делают их и сейчас. О том, что объявляют коллегам на работе, мне неизвестно, потому что сейчас я в нахожусь в длительном отпуске.

Что же касается моих мыслей по поводу отношения зрителей к РЕН ТВ, считаю, что для них закрытие новостей было бы, безусловно, большой потерей. Многие чувствуют, что степень свободы нашей информационной политики могла бы быть и выше, но благодарны и за то, что есть. Мы действительно даем некую альтернативную точку зрения, и в нашем эфире можно видеть тех, кого не показывают другие каналы. Пусть даже это свобода в рамках дозволенного, но на телевидении это единственное, что осталось. Я пережила закрытие не одного канала, иммунитет выработался хороший, но тем не менее продолжить работу на РЕН ТВ в том же качестве мне бы очень хотелось.

Олег Панфилов, руководитель Центра экстремальной журналистики:

В последние четыре года мы проводили мониторинг новостных выпусков пяти телевизионных каналов, измеряли уровень пропаганды. РЕН ТВ выглядит лучше всех, по освещению политических событий это довольно объективный канал. Конечно, нужно учитывать, что РЕН ТВ не имеет такого охвата, как Первый канал и "Россия".

К сожалению, круг зрителей канала небольшой, и какого-то влияния на формирование общественного мнения, которое бы преобладало, он, конечно, не имеет. РЕН ТВ выполняет такую же функцию, как "Эхо Москвы", как тот же "Коммерсант", - есть некоторое количество формально независимых изданий, которые помогают российскому руководству создавать имидж более или менее свободной страны.

Вряд ли они пойдут на какое-то серьезное изменение, в противном случае весь национальный эфир полностью будет под государственным контролем. И это будет катастрофа.

Виктор Шендерович, писатель:

Мне это кажется логичным. В связке с последними так называемыми выборами (тем, что для смеха называют выборами) этот слух совершенно гармоничен, тут одно другому не противоречит. Если в стране, где ОМОН приходит на избирательные участки, а члены правящей партии ломают руки журналистам и не допускают избирателей на голосование, как в Дербенте и Астрахани, и считают голоса так, как считали в Москве – в такой стране не может быть уже и РЕН ТВ, не то что НТВ времен Гусинского. В этой стране уже не нужно телевидение. То телевидение, к которому мы идем, в идеальном варианте – туркменское телевидение времен Туркмен-Баши, там золотой профиль лидера нации в правом верхнем углу в золотом венке и собственно всё. Стране, где вместо выборов такой Дербент, полагается такое телевидение.

Всякое полезное действие полезно, когда количество переходит в качество и по какому поводу, нам знать не дано. РЕН ТВ, разумеется, выделялось на фоне сегодняшнего телевидения. Если это превратится в очередной государственный канал, это будет еще один очень тяжелый шаг в сторону уже окончательной духоты.

Людмила Телень, главный редактор сайта "Радио Свобода":

Новости РЕН ТВ – единственные телевизионные новости сегодня, которые пытаются давать объективную информацию о том, что происходит. И это другие новости, новости с другой стороны, если сравнивать их с новостями Первого канала и "России". И, конечно, такое решение принято не случайно. Понятно, что все этого ждали, было ясно, что такая ситуация вряд ли продлится долго. Возможно, эти слухи и не подтвердятся, но я не сомневаюсь ни минуты в том, что будут попытки изменить концепцию новостного вещания на канале РЕН ТВ. В то, что Russia Today будет готовить новости для РЕН ТВ, верить не хочется – это совсем крайний случай. Возможно, до такой крайности и не дойдет, но попытки изменить политику канала будут.

Новое руководство канала решает свои задачи. РЕН ТВ – это просто канал, а вот его информационное вещание и в частности программа Марианны Максимовской выламывается из всего контекста современного российского телевидения. Что рано или поздно до этого оазиса доберутся – это очевидно.

Игорь Яковенко, бывший генеральный секретарь Союза журналистов России:

Я думаю, у этой новости два компонента. Первый, безусловно - затыкание последнего серьезного канала, который выдает хоть частично независимую от Кремля информацию. Это действительно мощный информационный ресурс, который еще мог давать если не альтернативную, то хотя бы иную точку зрения на то, что происходит в стране. Из всего, что у нас сохранилось сейчас – не в обиду "Граням", не в обиду "Ежу", "Новой газете", "Эху Москвы" и "Радио Свобода", – новости РЕН ТВ определенно выделяются. Это был самый мощный по охвату ресурс и то, что его затыкают, это, конечно, серьезно. С другой стороны, я думаю, что это не фатально, потому что ситуация, по психологическому ощущению обывателя, уже приближается к советской. Это советское ощущение себя-обывателя, плюс Интернет и минус надежда, потому что в советское время все-таки была надежда на изменения, сейчас ее нет.

Вторая сторона дела – это требования бизнес-модели. Если верить тому, что пишут, к участию в бизнес-управлении РЕН ТВ и "Пятого канала" привлечен Александр Роднянский, он телевизионный менеджер номер один сегодня, именно с точки зрения менеджерской интуиции. Он прекрасно понимает, что канал хоть частично оппозиционный – это прямой убыток. Крайне убыточна "Новая газета", "Эхо Москвы", возможно, держится только благодаря "Газпрому". Нет у нас в России оппозиционных или хотя бы независимых изданий, на которых можно бы было делать деньги, деньги приносят "Комсомолка", "Аргументы и факты", гигантские деньги – Первый канал, "Россия", НТВ. Роднянский – очень талантливый и чуткий менеджер, на Украине он понимал, что нужно делать плюралистический и вольный канал. И если на Украине деньги приносит относительная независимость, в России деньги приносит лояльность.

Итак, первое - затыкание последнего мощного альтернативного источника информации, второе – бизнес-решение, циничное, но очень правильное с точки зрения бизнеса. Деньги и независимость в России – вещи несовместимые, об этом можно спросить у Ходорковского.

Софья Болотина, 16.10.2009


новость Новости по теме