статья После войны женское лицо

Виталий Портников, 15.08.2008
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Трубы трубят, гренадеры ликуют, Гори в пыли, и памятник последнему тирану, одинаково почитаемый маленькими обитателями Лубянки и долговязым тбилисским неудачником, задумчиво смотрит вслед то ли уходящим, то ли приходящим войскам. А неподалеку от родины вождя, в Сочи, разворачивается уже новый спектакль – элегантная дама пытается объяснить самодовольному молодому человеку, как ему надо жить дальше. Не в силах отказаться от учительских интонаций, стараясь быть жесткой и обходительной одновременно, она никак не может отделаться от мысли, что дает урок совсем не тому молодому человеку.

Собственно, встречу Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель в Сочи можно назвать экзаменом на российское благоразумие. Да, Россия доказала, что ее вооруженные силы сильнее, чем армия маленькой Грузии, – но понимание этого приходит, когда смотришь на географическую карту, а не когда следишь за боями в Южной Осетии и вокруг нее. Да, Россия продемонстрировала, что может действовать на постсоветском пространстве, не оглядываясь на американцев, – но об этом не догадывались разве что Джордж Буш, Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко. Да, Россия показала, что готова принимать западные предложения по урегулированию конфликта, когда они ее ни к чему не обязывают. И теперь, нежась на сочинском солнышке, готовясь к новым войнам и Олимпиаде, неужто она готова на всех наплевать?

Собственно, такого же рода доказательства – только куда более увесистые – мог предоставить окружающему миру Советский Союз. Эта страна тоже могла быть уверена в мощи своих вооруженных сил и в том, что американцы не будут связываться с ней в локальных конфликтах.

Но лидеры этой страны совершенно не были интегрированы в общество, на которое они не обращали никакого внимания. У них не было западных счетов, компаний в оффшорных зонах, детей в британских школах, особняков на испанской и французской Ривьере – о центре Лондона, в котором скоро не останется англичан, я уж и не говорю. И главной задачей российского руководства становится решение непростой шарады – побеждать Запад так, чтобы оставаться внутри этого Запада. Поэтому Дмитрий Медведев может позволить себе только очень маленькие победы и маленькие ссоры.

Николя Саркози и Ангела Меркель это слишком хорошо понимают – поэтому и позволяют себе приезжать в Россию не как разгромленные просители, а как хозяева того большого дома, в котором российские номенклатурщики вкупе с ассоциированными с ними олигархами хотят занимать лучшие комнаты. От квартиросъемщика требуется немногое – не бросаться камнями в окна собственного дома, понять, что в отличие от распропагандированного народа он, этот квартиросъемщик, давно уже переселился в место, где российские телеканалы не вещают и где нужно соблюдать хотя бы чуточку приличий.

Если эти простые условия не будут выполнены, тогда счастливым обладателям газовых миллиардов придется разделить судьбу Корейко – он же Лукашенко. И тратить свои миллиарды исключительно у себя дома – страна, конечно, большая, но несколько неустроенная. Именно это и собирается разъяснить Дмитрию Медведеву Ангела Меркель – и именно это и называется на языке Европы кавказским урегулированием

Виталий Портников, 15.08.2008