статья Леопард против медведя

Владимир Абаринов, 17.07.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Британский леопард
За что на нас сердит?
И машет все хвостом,
И гневно так рычит?
...................
Наш северный медведь -
Земляк наш всероссийский -
От права своего не хочет отказаться
Себя оборонять, подчас и огрызаться.

Федор Тютчев

Как и обещал британский премьер Гордон Браун, пауза не затянулась: в ответ на отказ Москвы экстрадировать Андрея Лугового в Лондоне объявлено о выдворении четырех российских дипломатов и об изменении визового режима в отношении граждан Российской Федерации.

Ограничения коснутся лишь государственных чиновников и тех заявителей, о въезде которых в Великобританию хлопочет правительство России, - об этой детали дружно "забыли" сообщить своей аудитории российские телекомпании. Переговоры об облегчении визовых процедур прерваны. Британский кабинет изучает возможность сокращения сотрудничества с Россией в других сферах и просит Европейский Союз оказать ему поддержку. Наконец, Лондон ожидает от третьих стран, где может появиться Луговой, исполнения международных обязательств по экстрадиции.

"Российские власти не проявили никаких признаков готовности работать с нами над разрешением проблемы, - заявил, сообщая о принятых мерах парламенту, министр иностранных дел Дэвид Миллибанд. - Ситуация не уникальна. Другие страны вносят поправки в свои конституции, например, чтобы привести их в соответствие с европейским законодательством об ордерах на арест".

Еще до оглашения этих мер Москва дала отповедь Лондону. Официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин назвал позицию британских властей "аморальной" и пригрозил, что их "провокационные действия не останутся без ответа". Он в очередной раз обвинил британскую сторону в злонамеренной политизации уголовного дела. По мнению российского дипломатического ведомства, британские правоохранительные органы таким образом "пытаются оправдать в глазах мировой общественности" свой отказ в экстрадиции Закаева и Березовского, "в отношении которых были переданы неопровержимые доказательства их причастности к террористической деятельности".

В ответ на заявления Миллибанда опубликовано заявление МИД РФ, в котором сказано, что "сама Великобритания многократно отказывала в выдаче граждан других стран, подозреваемых в совершении уголовных, в том числе террористических преступлений". И приведены два примера таких отказов.

Все это примитивная демагогия, рассчитанная на забывчивую и неосведомленную публику. "Неопровержимые доказательства" в отношении Закаева и Березовского, как известно, не выдержали проверки в британском суде. В экстрадиции Ясира эс-Сири, который подозревается американскими правоохранительными органами в причастности к покушению на Ахмад Шаха Масуда и о котором упоминается в заявлении МИД, Великобритания отказала США по той же причине - за недостатком доказательств. Что касается Бабара Ахмада, выдачи которого тоже требуют США, то он британский гражданин и рассмотрение этого дела еще не завершено (по мнению российского МИДа, в этом случае "британский суд затягивает процедуру экстрадиции"). Эти примеры слишком неубедительны для того, чтобы утверждать, как это делает Москва, что "ни с точки зрения права, ни с точки зрения морали позиции Лондона незащитимы".

В чем состоит корысть британского кабинета? Зачем ему эта морока? Об этом МИД РФ в своем заявлении ничего не пишет.

В кривом зеркале, которое Москва пытается выдать за точное изображение происходящего, совершено не видна суть дела. А она очень проста и очевидна. Человек, подозеваемый в убийстве с отягчающими обстоятельствами, прикрываясь Конституцией, преспокойно живет на свободе в Москве, раздает глумливые интервью и излагает фантастические "версии" отравления Александра Литвиненко. Хотя бы обыск был у этого сочинителя версий? Где гарантия, что он не припас толику полония и не употребит ее снова?

Российское государство просто не исполняет своей обязанности перед гражданами, первейшая из которых - защита их жизни и здоровья. И ведь это не британское правительство, а Луговой политизирует дело, рассказывая шпионские байки и загодя выражая недоверие британскому правосудию, которое, мол, пляшет под дудку спецслужб.

Все-таки неспроста Владимиру Путину на встрече с историками так не понравилась фраза "Битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона". "Я бы просил уйти от этих зарубежных штампов по поводу элитности образования, - молвил президент. - У меня, как у человека, который вырос на ленинградской улице..."

Ну не любит он островитян этих. Неправильные пацаны.

Досье: Российско-британский кризис

Владимир Абаринов, 17.07.2007