статья "Хуан Карлос" и его правительство

Андрей Пионтковский, 10.03.2009
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Самая, на мой взгляд, ответственная и концептуально точная формулировка стоящей перед страной экзистенциальной проблемы дана в недавнем заявлении Совета Национальной ассамблеи - организации, на редкость дружно клеймимой и кремлевской пропагандой, и либеральной общественностью, и КПРФ как сборище маргинальных радикалов.

Сначала несколько слов о моем понимании феномена НА. Это ни в коем случае не собрание людей, претендующих на то, чтобы объявить себя политической властью, как, например, Национальное собрание во Франции в 1789 году. Это и не объединение политических единомышленников, как, например, "Демократическая Россия" в 1990 году.

НА - научно-исследовательская модель структуры, наблюдать которую непосредственно в настоящее время по известным причинам, к сожалению, невозможно. Структура эта называется свободно избранный российский парламент. Как любая модель, она далека от реальности. Члены Ассамблеи были выбраны по довольно условным процедурам. Но в то же время она позволяет изучать важные стороны этой реальности. В НА собрались люди очень разных политических убеждений, которые учатся сначала просто разговаривать друг с другом, а потом и вырабатывать общие документы и решения.

У Ассамблеи нет никакой власти кроме возможности убеждать общество в правоте своих оценок и рекомендаций. И она полностью исчерпает свою функцию, когда страна сможет избрать настоящий парламент на честных демократических выборах, предусмотренных действующей Конституцией.

Но сначала, как справедливо подчеркивается в "Заявлении Совета НА о преодолении системного кризиса российской государственности", необходимо "демонтировать путинский режим при сохранении основ российской государственности".

О путинском режиме я уже давно сказал все что мог в меру своих слабых сил. Свободен, свободен, наконец. Намного ярче, талантливее, глубже, масштабнее, тоньше, мудрее, беспощаднее ежедневно критикуют его будберги и леонтьевы, сванидзе и ремчуковы, злобины и тренины, прозревшие и стремительно прозревающие. Их становится все больше с каждым днем. И это самое верное свидетельство того, что исторически путинизм доживает свои последние дни.

Давайте лучше остановимся на второй части формулы НА - "при сохранении основ российской государственности".

Третий раз за последнее столетие Россия стремительно втягивается в воронку распада несостоятельной уже в начале XX века, а тем более в XXI веке одной и той же политической модели тупой административной вертикали, режима несвободы. Дважды - в 1917-м и 1991-м - ее распад сопровождался крахом государства - Российской империи и Советского Союза.

Если бы и власть и оппозиция ответственно понимали тогда стоявшую перед ними общую национальную задачу - демонтаж режима при сохранении государственности, - история России была бы совсем другой. Но она была такой, какой была.

С легкостью сломав государство, мы оба раза кропотливо и упрямо восстанавливали политический режим по лекалам той же самой обанкротившейся модели, пусть под другими идеологическими одеждами.

В первый раз это делалось с почти религиозным массовым энтузиазмом. Коммунизм был величайшим заблуждением человечества, и на долю России выпала трагическая миссия ценой десятков миллионов загубленных жизней это заблуждение экспериментально опровергнуть.

Но если история Советского Союза - это шекспировская трагедия мирового масштаба, то история путинизма - это пошлейший и отвратительный провинциальный фарс. Путинизм был убогой философией отходов распада советской системы - низших чинов питерских первых отделов и потешной дрезденской резидентуры, призванных во власть ельцинскими олигархами охранять их "социальные завоевания" и ошалевших от наворованных миллиардов.

Необходима ювелирная операция по удалению раковой опухоли путинизма, сохраняющая жизнеспособность государственного организма. В этой связи заявление Совета НА предлагает:

1. Немедленную отставку правительства РФ.
2. Роспуск нелегитимного и непредставительного Федерального собрания Российской Федерации.
3. Формирование на период 6-12 месяцев ответственного правительства для текущего руководства народным хозяйством России и комитета по политической реформе.
В указанные сроки ответственное правительство обязано будет заложить базу выхода России из кризиса, немедленно остановив разворовывание госсобственности, прежде всего бюджетных и внебюджетных средств, и создать механизм адресной социальной помощи нуждающимся гражданам страны. Это правительство должно обеспечить реальную и равную для всех свободу доступа к средствам массовой информации, включая телевидение и радиовещание.

Как же понимается в практическом плане "сохранение основ государственности" при отставке правительства и роспуске Федерального собрания? Ответ на этот вопрос в Заявлении прямо не сформулирован, но он явно подразумевается - сохранение института президентства как цементирующего основы российской государственности.

А чем же Медведев более легитимен, чем нелегитимное Федеральное собрание, и разве он не просто назначен Путиным, могут спросить непримиримые оппозиционеры. Ничем, отвечу я, и он действительно назначен Путиным - так же, как Хуан Карлос был назначен Франко.

Но, во-первых, любая власть в конце концов есть некая условность, готовность определенного количества людей по тем или иным значимым для них и для страны в целом причинам признавать ее властью. А во-вторых, масштаб системного кризиса, переживаемого Россией, таков, что для каждого из нас, ее граждан, включая Медведева, важно не то, кем он был в прежней жизни, а то, что он может сделать сегодня для сохранения своей страны.

Гг. Путин, Грызлов и Миронов и возглавляемые ими структуры не могут сделать ничего. Медведев, олицетворяющий сегодня институт президенства, уходящий под другими названиями глубокими корнями в русское историческое сознание, может сделать или не сделать очень многое.

Он может назначить с согласия Думы перед ее роспуском (уверяю вас, овощи будут на все согласные) ответственное правительство и поддерживать вместе с ним в переходный период (до выборов нового Федерального собрания) функционирование государственного механизма, чтобы не допустить распада страны. А может, по долгу верности узкому клану или по каким-то другим соображениям личного характера, оставаться до конца заложником саморазрушающегося режима.

Оказавшись на российском троне, как и многие его предшественники, довольно случайно, Медведев уже не принадлежит ни себе, ни назначившей его путинской организованной группировке. Его назначали как потешного царя, но неожиданный ход событий дал ему в руки немалую власть над будущим. Если он останется частью раковой опухоли, то риски для государственного организма возрастут многократно. Переходный процесс с большой долей вероятности может сорваться в неуправляемый хаос.

Пока мы видим в телевизоре мальчика Кая, околдованного Снежной Королевой власти. Ледяным тоном он строго отчитывает "орущих о демократии маргиналов" и важно рассуждает об архитектуре мировой финансовой системы и о новой структуре европейской безопасности, над актуальнейшими проектами которых он сейчас напряженно работает.

Но, может быть, после поездки в Испанию мальчик Кай захочет чем-то немного походить не на дяденьку Володю, а на дяденьку Хуана Карлоса. Или в нем проснется чувство Истории. Провидение иногда в тяжелые для российской государственности минуты бывает к ней милостиво.

Приложение:

Требование отставки правительства выдвигалось не только НА, но и другими организациями, собраниями граждан и общественными деятелями. Без предъявления состава ответственного правительства, однако, все эти предложения носят абстрактный характер. Прекрасно понимая, насколько неблагодарна эта тема и какой огонь я на себя вызываю, рискну тем не менее предложить рабочий вариант списка ключевых членов кабинета. Кто-то должен начинать необходимую дискуссию. Я не обсуждал этот список ни с кем, не исключая перечисленных ниже господ, с некоторыми из которых я не имею чести быть знакомым лично.

Премьер-министр
Михаил Касьянов
Министр экономического развития
Григорий Явлинский
Министр промышленности
Михаил Делягин
Министр энергетики
Михаил Ходорковский
Министр финансов
Cергей Алексашенко
Министр социального обеспечения
Евгений Гонтмахер
Министр труда
Алексей Пригарин
Министр науки и образования
Валерий Рубаков
Министр культуры
Владимир Сорокин
Министр иностранных дел
Юрий Ушаков
Министр обороны
Александр Шаравин
Министр внутренних дел
Михаил Гришанков
Министр юстиции
Сергей Пашин
Директор ФСБ
Алексей Кондауров
Министр по делам СМИ
Алексей Венедиктов

Все предлагаемые фигуры достаточно известны в профессиональной среде и не нуждаются в моих рекомендациях. Коснусь только поста премьер-министра. Единственное, но решающее преимущество Михаила Касьянова над другими не менее достойными кандидатами заключается в том, что ему потребуется относительно меньше времени для овладения рычагами управления огромной бюрократической машиной. Для правительства, вынужденного действовать во многом в режиме пожарной команды, это важнейшее обстоятельство.

Андрей Пионтковский, 10.03.2009