статья Девочки - налево, дядечки - направо

Александр Гольдфарб, 24.01.2004

Отказ СПС поддержать президентскую кандидатуру Ирины Хакамады, выражаясь языком Чубайса, "забил последний гвоздь" в гроб правого движения в России в том виде, в каком мы привыкли его видеть. Это неудивительно - с самого начала СПС в роли оплота свободы и демократии был явлением противоестественным, а потому обреченным.

В европейской политической традиции правыми считаются консерваторы и реакционеры, склонные к национализму и религиозной ортодоксии, любимцы армии и силовых структур, политики, для которых государственный интерес выше прав человека и гражданских свобод - пример тому Джордж Буш. В этой системе координат Путин - классический правый.

Однако в России по сей день ощущаются последствия гениального разворота тов. Сталина, скрестившего леворадикальную идею с православно-имперской традицией. Как следствие, правая идея по умолчанию ассоциировалась с либерализмом и демократическими реформами. Но если Россия интегрируется обратно в Европу, то эта аберрация рано или поздно должна сама себя изжить и смениться традиционным европейским раскладом, где консерваторы - справа, социалисты - слева, а либералы - посередине.

Соответственно, дикое для европейского уха словосочетание "реформистская партия Союз правых сил" должно уйти на свалку истории.

На правом фланге этот процесс наметился, когда либерал Юшенков разошелся с государственником и поклонником доблестей русской армии в Чечне Чубайсом. Он окончательно оформился сейчас в виде раскола СПС по поводу президентских устремлений Хакамады. Параллельно с этим и левое крыло раскололось на "патриотическую" и "социалистическую" составляющие, извергнув при этом из своей среды либерала Рыбкина.

Значение происходящих процессов выходит далеко за пределы нынешних выборов, ибо сейчас обозначаются параметры основных идеологических направлений и их лидеры на обозримое будущее.

После победы Путина следует ожидать, что в России воцарится классическая в западном смысле правая диктатура, опирающаяся на олигархический крупный капитал и полицейско-бюрократический класс. Чубайсовское крыло СПС, освободившись от либеральных предрассудков, органично вольется в стан путинистов, где будет и дальше насаждать свою версию рыночной экономики при поддержке ударных отрядов чекистов в форме налоговой полиции.

Левые же будут продолжать маргинализироваться и дробиться, как это произошло на Западе. Их патриотическая часть отойдет к Путину, как только тот рассорится с Западом, что неизбежно, учитывая его фундаментальную антидемократическую суть.

Главным идеологическим антиподом Путина, полюсом и кристаллизационным центром демократической и прогрессивной линии станут объединенные либералы во главе с Хакамадой и Рыбкиным. Решившись бросить личный и резкий вызов Путину, эта на первый взгляд невероятная парочка выбила из седла своих главных конкурентов на роль демократических лидеров - Немцова и Явлинского, проявивших слабость и непоследовательность в решительный момент идеологического размежевания.

Правые умерли. Да здравствуют либералы!

Бойкот.Ру: Россия без Путина

Александр Гольдфарб, 24.01.2004