статья История злопамятнее народа

Борис Соколов, 22.05.2009
Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Фигура царя Ивана Грозного все более актуализируется в нашей стране. Весомое тому доказательство - популярность антиутопий Владимира Сорокина "День опричника" и "Сахарный Кремль", где проводится прямая параллель между Московской Русью эпохи опричнины и путинской Россией. А вот 16-серийный фильм "Иван Грозный" Андрея Эшпая, только что показанный на телеканале "Россия", призван этот тезис опровергнуть.

Бюджет фильма, хотя и снимавшегося до кризиса, оказался довольно скромным, и на блокбастер он не тянет - даже многие сцены якобы на природе и все московские храмы сняты явно в павильонах. Народ дан некой безликой массой, нарисованной с помощью фотошопа, а батальные сцены просто убоги. Сильно сэкономили на массовке и компьютерной графике. Но все это авторам фильма и не нужно. Они сосредотачивают внимание не на государственных деяниях царя, серьезно расширившего пределы Русского государства, а на его преступлениях, приводя в заключение знаменитое суждение Карамзина о том, что "история злопамятнее народа", который помнит только взятие Казани да покорение Сибири.

При этом сама опричнина в фильме как-то пропадает. Вернее, она растягивается на весь период правления Ивана Грозного. Уже с юности Ивана окружает сильно напоминающая опричников банда соратников, творящих по его указанию скорую и жестокую расправу над неугодными. И Малюта Скуратов как ближайший к царю человек появляется в фильме задолго до того, как провозглашается опричнина. А ведь Григорий Лукьянович даже не был причастен к учреждению опричнины, в которой он имел самый низший чин пономаря, и выдвинулся позднее, когда опричники начали активно изводить "крамолу".

В фильме Эшпая казнят и мучают и до опричнины, и во время нее, и после ее формального прекращения. И в день смерти Иван Грозный собирается живьем варить волхвов, назвавших ему этот самый день. Объяснение же всему происходящему авторы дают довольно простое. Все дело в безумии Ивана, в его одержимости манией величия и манией преследования. Плюс еще способствовавшее формированию этих комплексов тяжелое детство, долгие унижения, испытанные от опекунов-бояр.

И сами эти бояре показаны ничуть не лучшими, чем царь Иван. Думают только о власти и собственном прибытке, грабят государственную казну, убивают и казнят соперников, вот даже мать Ивана Елену Глинскую отравили. Замечу, кстати, что двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий показан полным ничтожеством, ради спасения собственной шкуры готовый доносить на всех и вся. В действительности князь был храбрым воеводой, а отнюдь не слабым и безвольным человеком. Здесь на авторов фильма повлияло великое творение Эйзенштейна. Да и Александр Демидов во внешнем облике Грозного во многом копирует Черкасова.

Главная причина бессудного террора по замыслу авторов фильма заключается именно в душевной патологии Ивана. Но против ошибок природы протестовать бессмысленно. Да, если абсолютный монарх или диктатор сходит с ума, он может натворить немало бед. И фильм призван показать зрителям: да, при Грозном было жутко, страшно, никто не знал, не будет ли он завтра казнен или сослан. Но все было совсем не так, как теперь у нас, в России. Жизнь другая, люди другие, власть другая, ничем нынешнюю российскую власть не напоминающая. Нет никаких вечных феодальных черт российского самовластья, не уважающего прав подданных, черт, с пугающей регулярностью повторяющихся снова и снова. Причины опричного террора - не социальные, а чисто биологические, лежащие в безумии царя. У нас же правители, слава Богу, люди нормальные.

Борис Соколов, 22.05.2009